Увидеть Крым и написать монографию

«Крымская кругосветка» — это почти 70 студентов, аспирантов и преподавателей из 18 российских вузов, которые в течение двух недель колесили по дорогам Крыма и шли морем на яхтах, ялах и резиновых лодках вдоль крымских берегов. По пути они проводили подводно-археологические и полевые исследования, изучая богатую историю полуострова. А в горах, на руинах старинного города, им предстоит рассказать друг другу о результатах своих исследований и поделиться опытом.

Экспедиция разделила территорию Крыма на пять этапов. «Этапы были локализованы по определенным историко-географическим местностям, весь Крымский полуостров был разделен на Керченский полуостров — это Киммерия, Южный берег Крыма — это Таврика, северо-западный Крым — Херсонесида, степи от Черноморского до Бахчисарая — это Скифия. Ну и сейчас мы поднимаемся на Эски-Кермен — это православный горный Крым, княжество Феодора», — рассказывает руководитель экспедиции, директор Центра морских исследований и технологий Севастопольского госуниверситета Дмитрий Татарков.

На всем пути следования отряды экспедиции посещали исторические места, которыми богат Крым, изучали античный и средневековый периоды его истории, эпоху Крымской (1853–1856) и Великой Отечественной войн (1941–1945), посещали оборонительные сооружения, музеи и другие достопримечательности.

Якорные кошки и кувшины

Самыми крупными находками исследователей стали обнаруженные морским отрядом у берегов Гурзуфа несколько якорей разных эпох. «Экспедиция ставила целью комплексное историко-географическое обследование побережья Крыма от Керчи и до мыса Тарханкут, создание современного взгляда на старинные лоции Черного моря. Мы проводили подводно-археологические исследования, и в районе мыса Аю-Даг нами локализована стоянка кораблей. Здесь массовое скопление средневековых якорей — они датируются VII–IX веками и вплоть до современности», — рассказывает научный руководитель экспедиции, кандидат исторических наук, сотрудник Института востоковедения РАН Виктор Лебединский.

Всего было найдено три якорные кошки, относящиеся к XVIII–XIX веку (возможно, более раннему периоду), византийский якорь, относящийся к VII–VIII векам, и миниатюрный современный якорь середины XX века. По словам историка, это полностью подтверждает уже существующие исторические данные об этом месте. «Здесь на берегу был раскопан храм византийского периода, который просуществовал с VI века по IX век, как раз это согласуется с нашими находками», — рассказывает Лебединский.

Исследователи обнаружили сохранившиеся целыми средневековые кувшины и осколки средневековой керамики. Есть и находки, установить предназначение которых пока не удалось. «Мы обнаружили в акватории севастопольского поселка Любимовка интересный предмет, который пока никак не можем идентифицировать. Это деревянный шест с противовесом, предположительно, из чугуна. Скорее всего, это какая-то корабельная оснастка — может быть, весло с противовесом», — говорит Лебединский.

Не зубрежка

Полевые и морские исследования для студентов и аспирантов — это возможность в реальных условиях закрепить свои знания и получить новые. «Для ребят это и обучение, и стажировка, и мастер-классы — все в одном флаконе. Со всей страны приехали студенты и не просто увидели Крым, но и начали его изучать, собирать и анализировать данные. Это все заставляет молодых людей не просто заниматься зубрежкой, а выйти, пройти ногами, проплыть, посмотреть, сделать наблюдения, помогает мыслить», — говорит Виктор Лебединский.

Каждый участник экспедиции был отобран в результате конкурса и выполнял две задачи: свою личную, которая была заявлена на отборочном конкурсе (эти наработки студенты будут использовать для написания курсовых работ, а аспиранты — для научных статей), и задачу, полученную от руководства экспедиции — изучить и описать определенный район Крыма.

«Я была в сухопутном отряде, делала полевые наблюдения, изучала растительность, ландшафты, что характерно и закономерно для каждой местности. Для моей будущей научной деятельности это огромный шаг вперед, потому что я занимаюсь дендрохронологией, и здесь мы как раз смотрели места, где мы можем отобрать деревья для будущих палеоклиматических реконструкций», — говорит Надежда Семеняк, аспирант Института географии РАН. Девушка поясняет, что дендрохронология — это дисциплина, изучающая годовые приросты деревьев для построения по ним хронологии. Это помогает исследовать изменения климата в прошлом, а также определять возраст деревянных исторических артефактов.

Для педагога Дарьи Адаевой, аспирантки Московского педагогического госуниверситета, экспедиция имеет свое практическое значение. «Я уже работаю в московской школе. Для меня это возможность понять, как организована экспедиция, как она спланирована, как организованы группы. Самое главное наблюдение — как сплотить коллектив. Здесь же студенты абсолютно разных курсов — от первого курса института до третьего курса аспирантуры», — поясняет девушка.

Быть романтиками

Задумал эту первую масштабную экспедицию в прошлом году известный путешественник Федор Конюхов. «Я хочу, чтобы дети были романтиками, мечтателями, любознательными, чтобы любили приключения», — сказал он тогда. Реализовать эту идею удалось благодаря усилиям Севастопольского госуниверситета и многих других организаторов.

Федор Конюхов не смог присоединиться к экспедиции из-за подготовки к собственным путешествиям, но прислал видеообращение, пообещав непременно присоединиться к «Крымской кругосветке» в следующий раз. По словам организаторов, экспедиция теперь будет проводиться ежегодно.

Сами участники экспедиции говорят, что сожалеют об окончании двухнедельного путешествия. «Сегодня финальный день, грустно. Хочется продолжать, у нас такая дружественная атмосфера, что уезжать не хочется», — говорит Надежда Семеняк.

Поделиться с другими

Экспедиция заодно выполняла просветительскую и профориентационную задачи. К примеру, в Саках для школьников был проведен форум «Морской выбор». Там участники экспедиции рассказали о своих исследованиях, о морских специальностях и вузах, куда можно поступить, чтобы их освоить.

«Кроме того, в местах наших базовых лагерей мы проводили школы экогеографического просвещения, когда ученые и студенты рассказывали школьникам об истории и географии Крымского полуострова», — говорит руководитель экспедиции Татарков.

А еще на учебном паруснике «Херсонес» «кругосветка» зашла в знаменитый лагерь «Артек». Здесь для артековцев провели фестиваль морских видов спорта, была организована шлюпочная регата, победители которой получили специальный приз Федора Конюхова — огромный торт в виде яла.

Итогом экспедиции станет монография, составленная в виде перипла — описания путешествия в духе древних греков. «Это будет использоваться как учебное пособие при занятиях на исторических, географических специальностях, будет способствовать популяризации Крыма, экспедиционной деятельности студентов», — говорит Татарков.

X